стародавнее
У моего старшего ученика Дениса совершенно нет языкового чутья. Так странно видеть, что он не понимает, где поставить ударение или не может подобрать однокоренные слова. Между тем, я к нему привыкла и занятия не доставляют никаких отрицательных эмоций. Возможно, потому что у нас близкое чувство юмора, а это объединяет людей больше, чем всё остальное.
Надо подобрать однокоренные слова к паре «гора — горе». Со словом «гора» справился легко, а вот «горе» озадачило. Стала помогать ему, поняла, что простых, обиходных слов практически нет. Подсказываю: «горемыка, горюшко». Смотрит на меня удивленными глазами. Даже не так. Изумленными, как-будто увидел динозавра. «Я что, жил в средневековье?» Выходит, что в средневековье жила я, раз подобные слова существуют в задворках сознания.
Никогда с нашими дорогими учениками не соскучишься.)
Родственные слова — это хороший словарный запас. У наших учеников его не хватает. Если вы с Денисом ещё раз вернётесь к слову «горе», можно ему ещё назвать слово «гореть». Слово «горе» идёт от этого глагола. Денис его точно знает. Горе — то, что горит, жжёт, причиняет мучение.
А с ударением можно подружиться, если внимательно слушать себя. У наших с этим тоже беда. Вот вроде и физиологический слух у них сохранен, а слушать они не могут. Многие ребята считают, что ударение — это чёрточка над гласной буквой. А на самом деле ударение — это выделение голосом одного гласного звука в слове. Ударный гласный звучит чуть дольше остальных гласных в слове. И это надо услышать. А чтобы услышать, надо послушать много раз.
Думаю, что горе и гореть уже разошлись во смыслах. И в современном языке их уже не считают родственными. Но это мое мнение. Надо почитать. Денис не ЗПР. У него хороший словарный запас в тех областях, которые ему интересны. Он перешел в пятый класс и я его передала репетитору по русскому языку. Хотя, мне его будет не хватать.
Ой, рано ты его передала, Таня. Ну и что, что 5 класс. Ты ещё пока ему нужна. Вела бы его сама и дальше. Тем более, у вас хороший контакт есть.
Ну, тебе виднее, конечно.)
Он будет продолжать ходить к учителю начальных классов. Потом добавится еще репетитор по русскому. Слишком напрягать парня не хочется. Но я вчера говорила с мамой, так и сказала, что если что — возьму его снова.
Денису придёт привыкать к новому специалисту. А потом ещё к одному. Ну и в школе у него разные учителя теперь будут. А тебе он доверяет.
К репетитору-учителю начальных классов он уже ходит год (с моей подачи). Заметно подтянул математику. С моей же подачи стал ходит в театральную студию и ему там очень нравится. Когда-нибудь ему ведь придется от меня отрываться. Попробуем сейчас.
Таня, ну что тут сказать. Повторюсь.) Тебе виднее, что лучше для мальчика.
Я тоже не уверена, что пойдет хорошо. Сказала, что будем на связи.
Сейчас почитала. Очень интересно. В одном месте написано, что слова горе и гореть родственные потому что горе — когда внутри тебя горит, жжжет. А в другом — что в прежние временя было много пожаров, дома горели, а это горе.) Как много нового нового узнаешь)
Не зря мы постоянно учимся.)
Моя воспитатель филолог по образованию. Я и ее удивила тем, что горе и гореть однокоренные слова))
Каким неожиданным слово оказалось.)
И не говори.
Просто у нас, родившихся в СССР, словарный запас больше. На классике воспитанные)))
Зато я от Дениса узнаю новые слова, которыми пользуются дети)